Народная педагогика и традиции





«Рождество и свЯтки в народных традициях»

         Испокон веков главными участниками рождественских обрядов и увеселений были дети. Деревенские ребятишки группами ходили по домам и пели  "колядки" – песенки, главный смысл которых заключался в совместном праздновании: поздравлении, пожелания богатого урожая, здоровья и всяческого благополучия. Начинали колядовать с 6 января, накануне Рождества, и продолжались святочные забавы и увеселения  вплоть до Крещения (19 января).

 

 Коляда-маледа,

Длинная борода,

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Мы малёшеньки,

Каледошеньки,

Пришли прославлять

И хозяев величать!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!


 

 







Яблочный спас - это торжество нового урожая на земле и новой жизни.О нём говорили : "Второй Спас - срывает спелые яблоки", "Пришёл Спас - яблочко припас". Не спешили срывать яблоки до этого срока, давали напитаться соками, погреться на солнышке. Созревшие плоды носили освящать, после чего разрешалось кушать яблоки.


Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических ( жестяных)  подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово  Мытищинского района  Московской области.

         История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень— ЖостовоОсташково, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. С 1922 года стали выпускать железные лакированные подносы.
         Главным секретом жостовской росписи до сих пор остается идеальный черный лак, который не трескается и превращает поверхность подноса в зеркальную. Говорят, что раньше в его состав входил копал — природная смола, напоминающая янтарь, которая застывает на тропических деревьях из семейства бобовых.
         Традиции росписи зародились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (XVIII век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.

         Художественная роспись подносов обретает  всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовым изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекает  внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.







Работы детей подготовительной группы

"Жостовские подносы в технике пластилинографии"






Чтобы у детей возник интерес к народному искусству и творчеству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, необходимо знакомить их с традициями и культурой родного народа. 







"КАПУСТНИК"  (Капустные вечера, капустные посиделки)


         В конце сентября( с 27 сентября)  завершался сбор капусты, который был последним в ряду уборочных работ, и тут же начиналась заготовка капусты на зиму. Хозяйки приглашали помощниц, родственниц, соседок  для помощи в рубке капусты , "на капустник". Совместная работа обычно заканчивалась песнями, играми и угощением.
         "Капустники" происходили не только в деревнях, но и в городах и продолжались в течение двух недель. Время зависело от урожая и потребностей хозяев.
         Девушки надевали нарядные одежды и ходили рубить капусту из дома в дом с песнями. В больших селах собирались до двухсот человек. Приглашенные девушки - капустницы- приносили свои сечки. Парни приходили без приглашения и развлекали девушек шутками, песнями, игрой на гармошке и других музыкальных инструментах .Они приносили с собой гостинцы и высматривали себе невест. 


"СЕЧЁМ" КАПУСТУ  В КОРЫТЦЕ СЕЧКОЙ






БАШКИРЫ

Башкиры - коренной народ Урала. По численности занимает четвертое место в Свердловской области.Проживают башкиры в Нижнесергинском, Красноуфимском, Артинском и Ачитском районах.
Полукочевое хозяйство способствовало развитию уникальных ремёсел и рукодельных техник  башкирских мастеров. Из меха и шкур шили одежду, обувь и кожаную посуду, из шерсти валяли войлок, изготовляли ткани и ковры.
Башкиры с особой тщательностью подходили к украшению своих домов- ковры  и предметы текстиля с цветными геометрическими узорами и вышивкой, утварь с затейливой резьбой- это было неотъемлемой частью каждого жилища.
Я побывала на этнографической выставке традиционной культуры башкир в нашем городе "Мой край, возлюбленный навек...".Она была посвящена столетию со дня образования Республики Башкортостан , 265-летию со дня рождения национального героя, воина и поэта - Салавата Юлаева и  юбилею талантливого  башкирского писателя Мустая Карима.
В экспозиции были представлены редкие и ценные  для многих поколений экспонаты: музыкальные инструменты и предметы быта, национальные костюмы, произведения декоративно-прикладного  искусства,древнее жилище кочевников ( юрта) .






ДЕТСКИЕ ИГРЫ НАРОДОВ УРАЛА


«Юрта»
 (башкирская народная игра) 

В  игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
                                             
                                                                                    

         Юрта, юрта,круглый дом     
Побывайте в доме том!

Гости явятся едва-

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки!

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.



На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Главное правило: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.






"Тимербай"
(татарская народная игра)

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая.  
Он становится в центре круга. Водящий говорит:
                                                Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!..





С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.



Комментариев нет:

Отправить комментарий