«Рождество и свЯтки в народных традициях»
Испокон веков главными участниками рождественских обрядов и
увеселений были дети. Деревенские ребятишки группами ходили по домам и пели "колядки" – песенки, главный смысл
которых заключался в совместном праздновании: поздравлении, пожелания богатого
урожая, здоровья и всяческого благополучия. Начинали колядовать с 6 января,
накануне Рождества, и продолжались святочные забавы и увеселения вплоть до Крещения (19 января).
Коляда-маледа,
Длинная борода,
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Мы малёшеньки,
Каледошеньки,
Пришли прославлять
И хозяев величать!
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Яблочный спас - это торжество нового урожая на земле и новой жизни.О нём говорили : "Второй Спас - срывает спелые яблоки", "Пришёл Спас - яблочко припас". Не спешили срывать яблоки до этого срока, давали напитаться соками, погреться на солнышке. Созревшие плоды носили освящать, после чего разрешалось кушать яблоки.
Жо́стовская ро́спись —
русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (
жестяных) подносов, существующий с 1825
года в деревне Жостово Мытищинского района Московской
области.
История Жостово и жостовского промысла
восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень— Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и
других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных
изделий из папье-маше. С 1922 года
стали выпускать железные лакированные подносы.
Главным
секретом жостовской росписи до сих пор остается идеальный черный лак, который
не трескается и превращает поверхность подноса в зеркальную. Говорят, что
раньше в его состав входил копал — природная смола, напоминающая янтарь,
которая застывает на тропических деревьях из семейства бобовых.
Традиции росписи зародились в Жостово и
окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (XVIII век). Основной
мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
Художественная роспись
подносов обретает всё больший авторитет
и популярность благодаря не только массовым изделиям, но и уникальными
произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекает внимание на многочисленных выставках в стране
и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали
самостоятельными декоративными панно, а ремесло,
служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида
русского народного искусства.
Работы детей подготовительной группы
"Жостовские подносы в технике пластилинографии"
Чтобы у детей возник
интерес к народному искусству и творчеству, сформировалось уважение к труду и
таланту мастеров, необходимо знакомить их с традициями и культурой родного
народа.
"КАПУСТНИК" (Капустные вечера, капустные посиделки)
В
конце сентября( с 27 сентября)
завершался сбор капусты, который был последним в ряду уборочных работ, и
тут же начиналась заготовка капусты на зиму. Хозяйки приглашали помощниц,
родственниц, соседок для помощи в рубке
капусты , "на капустник".
Совместная работа обычно заканчивалась песнями, играми и угощением.
"Капустники"
происходили не только в деревнях, но и в городах и продолжались в течение двух
недель. Время зависело от урожая и потребностей хозяев.
Девушки
надевали нарядные одежды и ходили рубить капусту из дома в дом с песнями. В
больших селах собирались до двухсот человек. Приглашенные девушки - капустницы-
приносили свои сечки. Парни приходили
без приглашения и развлекали девушек шутками, песнями, игрой на гармошке и
других музыкальных инструментах .Они приносили с собой гостинцы и высматривали
себе невест.
"СЕЧЁМ" КАПУСТУ В КОРЫТЦЕ СЕЧКОЙ
БАШКИРЫ
Башкиры - коренной народ Урала. По численности занимает четвертое место в Свердловской области.Проживают башкиры в Нижнесергинском, Красноуфимском, Артинском и Ачитском районах.
Полукочевое хозяйство способствовало развитию уникальных ремёсел и рукодельных техник башкирских мастеров. Из меха и шкур шили одежду, обувь и кожаную посуду, из шерсти валяли войлок, изготовляли ткани и ковры.
Башкиры с особой тщательностью подходили к украшению своих домов- ковры и предметы текстиля с цветными геометрическими узорами и вышивкой, утварь с затейливой резьбой- это было неотъемлемой частью каждого жилища.
Я побывала на этнографической выставке традиционной культуры башкир в нашем городе "Мой край, возлюбленный навек...".Она была посвящена столетию со дня образования Республики Башкортостан , 265-летию со дня рождения национального героя, воина и поэта - Салавата Юлаева и юбилею талантливого башкирского писателя Мустая Карима.
В экспозиции были представлены редкие и ценные для многих поколений экспонаты: музыкальные инструменты и предметы быта, национальные костюмы, произведения декоративно-прикладного искусства,древнее жилище кочевников ( юрта) .
ДЕТСКИЕ ИГРЫ НАРОДОВ УРАЛА
«Юрта»
(башкирская народная игра)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая
из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул,
на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут
четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Юрта, юрта,круглый дом
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва-
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки!
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий
круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и
натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Главное правило: с окончанием музыки надо быстро
подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой
построившая юрту.
"Тимербай"
(татарская народная игра)
Играющие, взявшись за руки, делают круг.
Выбирают водящего - Тимербая.
Он
становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой
искупались,
Нашалились,
наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не
стали,
В лес под вечер
прибежали
Друг на друга
поглядели,
Сделали вот так!..
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий